Купить моторную лодку или катер – еще не значит быть подготовленным к безопасной эксплуатации маломерного водного транспорта. Необходимо:
- знать правила безопасной эксплуатации судна;
- владеть хотя бы основными принципами навигации;
- иметь на борту определенный перечень обязательного оборудования;
- уметь владеть обстановкой и соблюдать меры предосторожности.
Попробуем узнать, на что обратить внимание при подготовке к выходу на воду.
Правила навигации
Правила навигации на реке и в других внутренних водных бассейнах применительно к типу судна регламентируются приказом МЧС №478 от 0607.2020, а также положениями территориальных водных Администраций водных бассейнов.
Для маломерных лодок можно обратить внимание на следующее:
- перед спуском на воду и перед каждым выходом в рейс важно полностью проверить исправность и комплектность судна, включая работоспособность моторной установки, бортовой электросистемы и навигационных приборов;
- помимо материального оснащения и запасов необходимо иметь все положенные по закону документы на лодку;
- в случае перевозки груза следует обеспечить его надежное закрепление (на средства не обязательно иметь сертификаты, важен сам факт фиксации) – иначе центр тяжести и остойчивость судна могут измениться в самый неожиданный момент;
- на всем протяжении плавания жизненно важно наблюдать за погодой и корректировать свои действия при резком изменении ветра, силы волны, температуры воздуха;
- движение в непосредственной близости к другим судам и проход мимо стационарных объектов (причал, буй, дерево у берега) проводятся так, чтобы точно избежать столкновения – к примеру, идти только справа от встречного катера;
- вход в акваторию причала и швартовка выполняются на малом ходу;
- при необходимости следует немедленно приступать к ликвидации аварийной ситуации, пожара, спасать экипаж и судно.
Основа безопасности эксплуатации моторной лодки –достаточно развитые знания и опыт судоводителя, потому что решения принимает и выполняет только один человек. Любые действия на борту следует проводить только с оглядкой на безопасность как собственную, так и судна в целом.
В отношении морской навигации ограничения заложены в документации на плавсредство. Допуск к выходу ограничивается высотой среднестатистической волны и удалением от берега. Все прочее остается за капитаном экипажа.
Обязательное оборудование
Действующие нормы оснащения маломерных судов призваны дать экипажу даже из одного человека все, что потребуется для моторной лодки и даже для спасения своей жизни. Случить это может как в обычных условиях, так и в экстремальной ситуации.
Основное, что нужно иметь на борту:
- надувной жилет – по количеству экипажа и пассажиров;
- спасательный линь (длиной не менее 15 метров) или спасательный круг;
- весла, багор;
- огнетушитель;
- фонарь электрический, устройство звукосигнальное;
- ракеты сигнальные (цвет – красный);
- аптечка первой медицинской помощи;
- насос ручной или помпа для откачивания воды (для больших лодок), ведро;
- ремкомплект, подходящий для моторной лодки.
Этот список индивидуальных и коллективных средств не совсем полный, но все это считается минимальным набором для оснащения.
Типы и количество изделий разнятся с учетом судна – с жестким и надувным корпусом, длиной до 3 или 6 м и более, с экипажем до и более 3 человек и т.д. Не лишним будет изучить ГОСТ Р 51722-2001.
Меры предосторожности
Задача техники безопасности на воде при эксплуатации моторной лодки, катера, яхты, катамарана и другого типа маломерного судна – сохранить здоровье и жизнь, сберечь ценное имущество. Для этого важно помнить хотя бы следующее:
- не употреблять алкогольные напитки;
- не доверять управление лодкой тем, кто не имеет на это права, а также находящимся в наркотическом или алкогольном опьянении;
- раскреплять груз в движении, вести несогласованную перегрузку;
- выбрасывать за борт имущество, мусор, сливать ГСМ;
- принимать на борт только предписанное количество человек;
- соблюдать установленные район и условия плавания;
- соблюдать скоростной режим с привязкой к погодным условиям;
- при несчастном случае необходимо оказать пострадавшему первую медицинскую помощь, после чего передать его врачу.
В обычном режиме, при срыве планов и особенно в аварийной ситуации следует оставаться «с холодной головой».